Натан Борисович Щаранский

Натан Борисович Щаранский

Вниманию читателей!

Вниманию читателей!

Блог создан в рамках конкурса ORT iJET Challenge 2011 (ijet.ort.org). Сообщения в блоге написаны на основе исторических фактов, взятых из открытых источников, но могут содержать размышления, выводы и предположения, сделанные участниками конкурса от лица исторической личности, но не принадлежащие ему. Данный блог следует воспринимать, как художественное произведение, написанное на основе реальных событий, но не претендующее на историческую точность.

понедельник, 13 июня 2011 г.

Бессонница. День Шестой.

Человек и тоталитаризм: параллельные миры.
   ...Наши дети могли задавать вопросы, почему в их дом приходят часто бывшие каторжники, но они не спрашивали, почему и зачем их родители живут так, как живут, - рискуя свободой, вылетая с работы, теряя друзей и становясь объектом шепотков и насмешек.  Действительно, зачем образованные и "устроенные" люди, пустили свою жизнь под откос, взявшись биться лбом о броню государственной машины? Прошу простить за обилие самакритических ремарок в моей исповеди! Ведь на стороне советской власти были могучий репрессивный аппарат и пропагандистская машина, немедленно объявлявшая отщепенца шпионом, негодяем, злодеем и заодно спекулянтом. Почему? Вопрос риторический.  Позволю себе утверждать, что "Сон разума рождает чудовищ" - эта древняя испанская пословица и фабула известного одноименного офорта Франсиско Гойи, сформулированная им в 18 веке, не тоько не утратила, но преумножила свою актуальность в 20 веке.
Франсиско Гойя. Офорт  "Сон разума рождает чудовищ" из серии "Капричос".   1797 г.
Мое поколение стало счастливыми свидетелями великого пробуждения разума. Пришло время остановить триумф великого коммунистического блефа.
Я принадлежал к прослойке людей преуспевающих: золотая медаль в школе, вожделенное распределение на работу в столичный институт, многообещающий старт в науке - ну о чем еще можно мечтать? Что же так не сиделось на месте? Почему я начал борьбу с советской властью?
Я тешил себя надеждой, что, когда стану большим ученым, мое двоемыслие, необходимость постоянно говорить не то, что думаешь, исчезнет, потому что передо мной откроется мир вечных истин. Практически всю жизнь я чувствовал себя внутренним диссидентом, это раздвоение мешало мне всегда. История академика Сахарова изменила мои планы. Научная карьера главного ученного СССР закончилась сразу после того, как он обратился к руководству страны, предостерегая их, что отсутствие свободы мысли неизбежно ведет к стагнации, что на самом деле не прогресс, а псевдоразвитие. Я понял, что находится на самом верху пирамиды вовсе не означает быть свободным.  Если  Сахаров осмелился сказать вслух то, о чем думает лишь сейчас, мне лучше сделать это раньше.
"Могут ли угнетенные говорить?", - спрашивает Гаятри Чакроварти.  Могут и должны!!!
В начале 70-х в СССР началась еврейская эмиграция на Землю Обетованную - я помню, как многие уезжали налегке, порою с одним чемоданчиком, лишь бы поскорее, пока власти не передумали. В 1973 г. я тоже подал заявление на выезд в Израиль, но мне было отказано, как человеку, связанному с государственными секретами. Должен сказать, что единственной секретной  вещью, которой я занимался в институте, была "обучалка" - одна из первых в мире программ по обучению компьютера игре в шахматы, но это неважно: для советской власти все средства были хороши, чтобы не допустить массовой эмиграции. Я уволился из ВНИИ нефти и газа и стал зарабатывать на жизнь частными уроками физики и английского. В 29 лет я не имел ни кола ни двора. Из одежды  у меня были пара брюк со стареньким свитером и транзистор, который я привык слушать несколько раз в день. С этим багажом я - гордый еврей - кочевал по квартирам друзей. К 1975 г. я стал активным участником эмиграционного движения евреев-"отказников".
"Отпусти мой народ!"
Сначала был пассивный период борьбы, когда ты учишься: читаешь про Израиль, изучаешь еврейскую историю, штудируешь учебники иврита, которые тайно привозят в Союз иностранные туристы, продукцию самиздата, а потом начался период открытых протестов - период демонстраций. Выйти в те годы на демонстрацию протеста - ужас!  Хотя, смотря, что под этим понимать.  Самая успешная моя демонстрация выглядела так: 10 человек вышли в центре Москвы, подняли плакаты: "Дайте нам визы в Израиль!" и простояли так две минуты... Это максимум, что можно было простоять, прежде, чем на тебя набросятся милиционеры и люди в штатском. Порвав плакаты и арестовав протестующих, они нас обычно свозили в восьмой московский вытрезвитель и осуждали на 15 суток. Какой смысл рисковать ради двух минут, но дело в том, что если несколько иностранных журналистов, которых предупреждали заранее, сфотографируют нас, на следующее утро эти снимки будут опубликованы на Западе. Таким образом, на СССР, не желавший отпускать людей, оказывалось мощное международное давление.
(часть информации позаимствована из еженедельника "Бульвар Гордона", № 20,  интервью с Натаном Щаранским) 

В 2008 г. состоялась премьера документального фильма  Лоры Бялис "Отказники", в котором  откровенно прослеживается наш тернистый путь к Земле Исхода. 
 
Пять лет режиссер и ее соратники жили жизнью своих героев – людей необыкновенных, способных в условиях жестокого тоталитарного режима пойти "против течения", подвергая опасности себя и свои семьи. А всего-то и хотели: снять "маску советского человека" и жить собственной еврейской жизнью. Прошло больше 40 лет с начала по-настоящему активного сопротивления официальному режиму в борьбе за репатриацию, а история этой борьбы до сего дня все еще не осмыслена, целые поколения выросли, ничего или почти ничего не зная о тех, кто первыми пробивал брешь в грандиозной "плотине" тоталитаризма. Не силой оружия, но силой духа наши русско-еврейские "рефьюзники" ниспровергали устои, привлекая на свою сторону многочисленных единомышленников в странах свободного мира. Лора Бялис нашла редчайшие, мало кому известные кадры кинохроники, благодаря которым можно сегодня видеть и страшные картины насилия над человеческой личностью, и грандиозные сцены массовых проявлений поддержки в Америке, в странах Европы, и очень интимные, невообразимо трогательные моменты, когда проявлялось душевное величие людей.
Предлааю Вашему вниманию рекламный ролик фильма "Отказники"

 
Источник:(http://www.youtube.com/watch?v=9LXlNmqBosY) 

2 комментария:

  1. Фильм можна найти на просторах инета!

    ОтветитьУдалить
  2. http://rutor.org/torrent/57935/otkaznik_refusenik-2007-satrip
    «Refusenik» — документальный фильм Лауры Биалис (Laura Bialis), повествующий о движении отказников.

    Фильм показывает как судьбу самих евреев-отказников, так и возникновение и становление массовой борьбы в Америке и Европе за выезд советских евреев.
    http://www.refusenikmovie.com

    ОтветитьУдалить