Натан Борисович Щаранский

Натан Борисович Щаранский

Вниманию читателей!

Вниманию читателей!

Блог создан в рамках конкурса ORT iJET Challenge 2011 (ijet.ort.org). Сообщения в блоге написаны на основе исторических фактов, взятых из открытых источников, но могут содержать размышления, выводы и предположения, сделанные участниками конкурса от лица исторической личности, но не принадлежащие ему. Данный блог следует воспринимать, как художественное произведение, написанное на основе реальных событий, но не претендующее на историческую точность.

среда, 15 июня 2011 г.

Бессонница. День Восьмой.

 Лефортовская тюрьма - стала моим Проектом Личности
Лефортовская тюрьма не сломала, не унизила и не раздавила меня - она окончательно сформировала и закалила  мой характер.
               Лефортовская тюрьма, в которой я 
                                провел 15 месяцев

"Просыпаюсь: здрасьте, нет советской власти", - этим незатейливым стишком я, политзек Щаранский, встречал каждый новый день, когда ветухаи, включая погромче радио, будили заключенных звуками гимна.  15 марта 1977 года меня арестовали и предъявили обвинение по статье 64-й - "измена Родине, шпионаж, а также оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против СССР". Когда я узнал, что это грозит мне расстрелом - стало страшно. Я, безусловно, готовился к  тому, что это может случиться, но когда объявили, что я арестован как изменник Родины...          
Обычно за такого рода деятельность обвиняли в "антисоветской пропаганде и агитации", хотя 70-я статья тоже не самая приятная: по ней максимальный срок - семь лет тюрьмы и пять - ссылки. Каждый день на допросах следоватили проводили психологическую атаку, напоминая мне звучание слова "РАССТРЕЛ".   
"Живыми герои из Лефортово не уходят"
Это слово впивалось мне в душу, от него пересыхало горло, я чувствовал, что боюсь.  Моим делом занимались 17 следователей, которые  хотели замкнуть меня в мире, сжатом до размеров тюремной камеры и внушить, что они - последние люди, которые меня видят. Значит, нужно мысленно прорваться из застенков туда, на свободу. Я прорывался  каждую ночь, думая о родных и друзьях. Потом решил срочно приучить себя к слову "расстрел", я сам стал его употреблять, реагируя на него спокойно.  Следователи очень удивились, потому что, по их мнению, это слово должно было вызывать шок, ступор....    Кагэбэшники хотели, чтобы узник все время думал о своем физическом выживании,  тогда он будет сломлен.  Я постоянно напоминал себе, что, обреченный с рождения на жизнь раба, все же остался вольным и буду таким до конца. Не дать себя сломать!  Одним из самых больших подарков в Лефортовской тюрьме стала для меня библиотека - едва ли не лучшая в Советском Союзе.  Она сохранилась там с 30-х годов, со времен сталинского террора, когда один за другим исчезали и превращались в пыль представители московской интеллигенции, а их имущество конфисковывали и раздавали гэбэшным тюрьмам. Кроме тогго, я настоял, чтобы мне выдавали шахматы, проигрывая самые сложные ходы и комбинации, я защищал себя от умственной деградации.  Одно время практиковал развлекать следователей на допросе анекдотами, ощущая при этом свое внутреннее превосходство. Дважды по 15 суток сидел в карцере. Вообще у меня за все время заключения был большой опыт карцерной жизни. В общей сложности я провел там 405 дней. Помогал мой маленький рост...
 В советской прессе писали, что я продал родину за столько-то сребреников.  Потом я узнал, что в мире была развернута мощнейшая кампания за мое освобождение.  Следователь мне говорил: "На кого вы рассчитываете? Посмотрите, кто за вас борется, - жалкая кучка студентов и домохозяек. Пошумят и забудут - у Запада много своих дел".
 На  плакате написано: "Свободу советским евреям. Позволь моему народу уйти!"








Суд был закрытым.  Мою мать на процесс не допустили, у меня не было адвоката.   Но, поскольку поднялся шум, под давлением общественности моему брату Леониду разрешили присутствовать на большей части заседаний. Он записывал все в блокнот, пока его не отняли, а потом  все пересказывал  журналистам, моим родным и друзьям.. Процесс превратился в фарс, карикатуру.  Когда государственный обвинитель Соломин назвал приговор 15 лет заключения (потом дали на два года меньше - 13 лет), я  с облегчением вздохнул, потому что был готов к худшему... В своем последнем слове я сказал: "Моему народу и моей жене говорю: "В будущем году  - в Иерусалиме", а суду, которому поручена техническая функция, - зачитать готовую бумажку, мне сказать нечего".Это была героическая минута... Меня привели в камеру, за спиной захлопнулась дверь, и вдруг произошел срыв...
Источник:
(часть информации позаимствована из еженедельника "Бульвар Гордона", №19-21, интервью с Натаном Щаранским) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий