Натан Борисович Щаранский

Натан Борисович Щаранский

Вниманию читателей!

Вниманию читателей!

Блог создан в рамках конкурса ORT iJET Challenge 2011 (ijet.ort.org). Сообщения в блоге написаны на основе исторических фактов, взятых из открытых источников, но могут содержать размышления, выводы и предположения, сделанные участниками конкурса от лица исторической личности, но не принадлежащие ему. Данный блог следует воспринимать, как художественное произведение, написанное на основе реальных событий, но не претендующее на историческую точность.

воскресенье, 19 июня 2011 г.

Бессонница. День Одиннадцатый.

"Она любила все человечество..."
Вчера, 18 июня 2011 г., ушла из жизни Елена Боннер, мой добрый друг, муза моего героизма и мужества, которая всегда поддерживала и сопровождала мою борьбу за право быть свободным. Оборвалась еще одна ниточка, связывающая меня с теми временами... Вечная память тебе, дорогой мой человек!!!
Через три года после моего освобождения, в 1989 году, умер Андрей Сахаров. Для меня это стало большим ударом - в самые тяжелые минуты Андрей  Дмитриевич вместе со своей женой Еленой Боннер находился рядом с моей семьей, и я тоже хотел приехать, поддержать его близких. Увы, мне не дали визу. Сейчс, конечно, таких проблем возникнуть не может...
Да, я испытывал симпатию к Андрею Дмитриевичу Сахарову, восхищался им и с удовольствием предложил ему помощь, когда обнаружил, что у нас, евреев, более тесные контакты с иностранными журналистами, чем у него, великого борца за права человека.  Я организовывал его пресс-конференции, договаривался о передачах на Би-би-си, переводил его лекции на английский язык.
"Для меня было естественным выражать свою солидарность с другими людьми, которые тоже страдают..."
Увлекаясь правозащитной деятельностью,  я помогал немцам, которые хотели выехать в Германию, и украинским националистам, и крымским татарам, и христианам-пятидесятникам - этим замечательным, скромным людям, которые всего-лишь хотели жить в мире со своим Богом.  Со временем я обнаружил, что моими союзниками в борьбе против системы могут стать только те, у кого есть идеалы, для кого существуют вещи более важные, чем физическая свобода. Как правило это люди с религиозными и национальными убеждениями, ради которых они согласны были отдать свою жизнь. Точно так же и я готов был на любые жертвы ради того, чтобы уехать в Израиль.
В тюрьме я часто переговаривался через сортир с сыном Шухевича. Если тряпкой откачать из своего очка воду, засунуть туда глубоко голову и собеседник сделает то же самое, можно говорить, как по телефону. Конечно же, это очень опасно было. Националисты отстаивали свое право быть гордыми украинцами, я их прекрасно понимал. Просто советская система подталкивала народы к тому, чтобы они как можно сильнее друг друга ненавидели, по принципу: разделяй и властвуй.
"Патриотом своего народа может быть только тот, кто уважает патриотизм другого народа!" 
С Дмитрием Сахаровым и Еленой Боннер
Источник: (часть информации позаимствована из еженедельника "Бульвар Гордона", №19-21, интервью с Натаном Щаранским)

Комментариев нет:

Отправить комментарий