Натан Борисович Щаранский

Натан Борисович Щаранский

Вниманию читателей!

Вниманию читателей!

Блог создан в рамках конкурса ORT iJET Challenge 2011 (ijet.ort.org). Сообщения в блоге написаны на основе исторических фактов, взятых из открытых источников, но могут содержать размышления, выводы и предположения, сделанные участниками конкурса от лица исторической личности, но не принадлежащие ему. Данный блог следует воспринимать, как художественное произведение, написанное на основе реальных событий, но не претендующее на историческую точность.

четверг, 16 июня 2011 г.

Бессонница. День Девятый.

"Весь мир - это узкий мост, и самое главное - ничего не бояться"
                                                                                          (поучения раби Нахмана из Брацлава)
Из предполагаемых 13 лет в  заключении я провел  - 9.  В лагере нормально - там есть работа. Некоторое время я осваивал токарное дело. За так называемое плохое поведение и дурное влияние на других меня постоянно либо сажали в лагерную тюрьму, либо отвозили в закрытую.  Большую часть срока я провел в одиночках, в штрафных изоляторах. Вот чем заниматься в карцере - большая проблема. Сама идея  такого содержания заключается в том, что ты разрушаешься как человек.  Я преодолевал этот ужас, смеясь над полным идиотизмом системы. У меня было замечательное преимущество - с детства любил петь, но едва открывал в садике рот, меня просили: "А ты, Толенька, подожди - споешь потом", и я обижено умолкал. Почему-то людям не нравился мой вокал!? В карцере я наконец-то смог исполнить все песни на иврите, которые выучил, Окуджаву и другие.... В политической тюрьме, где должна стоять тишина, я орал во все горло, доводя вертухаев до бешенства.  Они колотили в дверь, а для меня  это - лучшие аплодисменты...
Политзек Щаранский
За годы, проеденные в ГУЛАГе, здоровье мое пошатнулось: возникли проблемы с глазами, пошаливало сердце...  Долгие годы потом я восстанавливал свой организм.
В тюрьме хорошо понимаешь разницу между подлинными ценностями и мнимыми. Один из важнейших уроков, который я там усвоил состоит в том, что ценно лишь то, что можешь унести с собой и на себе. У тебя могут отобрать все, что угодно, кроме тебя самого!
В 1985 г. в СССР началась перестройка, а в феврале 1986 г. под мощным давлением международной общественности меня освободили и депортировали из страны...   Вдруг, меня перевели в лагерную больницу, вдобавок моя норма питания с 9а прыгнула сразу на 1а: появились мясо, масло, молоко.  Когда мне принесли два крутых яйца, вначале я даже не понял, что это такое, потому что не видел их 9 лет. В один прекрасный день меня переодели, посадили в машину и увезли прочь из тюрьмы в Пермской области.  Я подумал, что это похищение.  Я стал требовать, чтобы мне вернули мой талисман, который остался в тюрьме. Это был миниатюрный томик псалмов, который мне передала Авиталь за год до ареста.  Все время он был со мной...
  ... Когда огромный  Ту-114 поднялся в воздух и взял курс на запад (я определил это по солнцу), я понял, что происходит что-то значительное. В ГДР американский посол объяснил мне, что завтра утром состоится обмен шпионами - меня переведут через мост Глинике. На следующее утро американский посол уже в ФРГ взял меня под руку, мы медленно пошли через мост. Увидев жирную линию границы, я, не скрывая ликования, прыгнул через нее на свободу. В эту минуту рвется веревка, которая вместо ремня держала мои брюки.  В последнюю секунду подхватываю брюки и беседую с журналистами. Порвались последние путы - как символично!!!
Источник: (еженедельник "Бульвар Гордона",№19-21, интервью с Натаном Щаранским) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий